Мощность – фундаментальная характеристика любого электродвигателя, разумеется, если известно его рабочее напряжение. Не зная этого параметра, нет возможности определиться ни с сечением силового кабеля, ни маркой автоматического выключателя или теплового реле. Об эффективной эксплуатации также речь вестись не может. Что же делать, когда двигатель на замену сгоревшему есть, а его мощность неизвестна (моторы советского производства продолжают работать даже с донельзя изъеденными ржавчиной шильдами)?


Использование габаритов


Понадобится провести несколько замеров. Отличительной чертой старых моделей электромоторов в особенности советского образца, является высокая степень их стандартизации. В интернете существует масса справочных материалов, где по габаритам изделия можно с легкостью определить его мощность, не прибегая к расчетам. Достаточно лишь измерить диаметр вала, его длину, габариты корпуса и крепежные размеры по лапам. Используя электротехническую литературу, доступную даже в сети, остается найти таблицы, описывающие соответствие мощности от одного или нескольких измеренных показателей.


Расчет по счетчику


По сути, необходимо измерить потребленную электромотором энергию, а значит счетчик учета, как довольно точный измерительный инструмент, подойдет для измерения мощности. Отключив все электроприборы, запитанные через него, следует запустить двигатель, предварительно сняв показания с прибора учета. Нет, не на час, только на 6 минут, хотя для точности эксперимента можно и на 60. Остается вычесть из полученное значение из зафиксированного ранее и, если имел место кратковременное измерение, умножить эту разницу на 10. Получаем мощность двигателя в кВт.


Измерение потребляемого тока


В принципе, это аналог предыдущего метода, требующий применения электроизмерительных приборов (токоизмерительные клещи и авометр). После «прогрева» - работы в течение нескольких минут в режиме номинальной нагрузки – клещи с пределом 200 А присоединяются к одной из фаз, фиксируя силу тока Iо. Одновременно авометром (тестером) снимается напряжение на обмотке U. Получив исходные данные, мощность S определяем по формуле S = 1,73*Io*U.


Вместо заключения


Существует еще масса методов определения мощности электродвигателя в случае отсутствия документации и, вовсе, каких-либо сведений о нем. Полученные значения могут вводить в заблуждение, ведь моторов с такими показателями не производят. Такая ситуация возникает из-за погрешности, существующей в любом эксперименте. Обратившись к справочной литературе, можно найти промышленный электродвигатель с близкой к рассчитанной величине потребляемой мощностью. Вероятно, это он и есть.
Предупреждение. Нет смысла замерять авометром сопротивление обмоток и подставлять напряжение (220/380), пытаясь вычислить ток. Такой подход, в принципе, неуместен ввиду невозможности учета значительного реактивного сопротивления мотора.

г. МОСКВА
(495) 781-61-09
г. С.-ПЕТЕРБУРГ
(812) 702-67-61
г. КРАСНОДАР
(861) 203-35-84
г. Н. НОВГОРОД
(831) 238-93-28
г. АРХАНГЕЛЬСК
(8182) 63-91-23
ЕДИНАЯ ЭЛ. ПОЧТА
info@psnab.ru
1999-2020г.